7.10.1839-31.12.1917
Священник, педагог, ученый, писатель (автор более 60 публикаций). Родился в с. Лекомском Слободского уезда Вятской губернии. В 1860 г. окончил Вятскую духовную семинарию, служил священником в с. Карсовай Глазовского уезда. Придерживаясь демократических взглядов, приветствовал появление Вятского губернского земства (1867 г.), способствовал становлению земской статистики.
Для обучения удмуртских детей на родном языке составил и издал в 1867 г. азбуку, в основе которой лежал так называемый «звуковой метод». Был делегатом I Всероссийского учительского съезда (1872 г.). В 1875 г. стал вольнослушателем юридического факультета Санкт-Петербургского университета. В 1879 г. из-за связей с либерально настроенной интеллигенцией и за публикацию ряда просветительских изданий, в том числе ежегодника «Вятская незабудка» (1877-78 гг.), решением Синода РПЦ возвращен в Вятскую губернию. Являлся сверхштатным иереем Вознесенского собора г. Сарапула. В период Мултанского процесса (1894-1896 гг.) вел дискуссию с В.Г. Короленко. В 1895 г. переведен в с. Бемыж, где находился под полицейским надзором. По возвращении в 1906 г. в Сарапул становится заштатным протоиереем. Явился одним из организаторов Сарапульского земского музея (1909 г.) и Общества изучения Прикамского края (1913 г.). Всесторонняя характеристика целеустремленной натуры Н. Н. Блинова дана Е. Ф. Шумиловым: «Это гуманист и энциклопедист,не только сельский иерей, миссионер и богослов,но еще крупный этнограф и статистик, краевед и географ, народный учитель и педагог-методист, переводчик и драматург, прозаик и журналист» [5].
Исследуя культуру народа, Н. Н. Блинов никогда не забывал свою основную задачу — «просвещения инородцев христианским учением» [15]. Активная позиция просветителя и этнографа была им полностью изложена в теоретическихи учебно-методических трудах. Работы этого автора являются не только ценным источниковым материалом, но и представляют собой образец краеведческого изучения малой Родины.
Скончался в городе Сарапуле в 1917 году.[2