22.9.1851-27.8.1930
Удмуртский священник, педагог, ученый, писатель. Родился в с. Полом Глазовского уезда Вятской губернии. В 1870-м г. окончил училище в городе Сарапуле, получив звание учителя народных училищ.930)
По окончанию народного училища работал в школах сел Сосновка, Шаркан, д. Ляльшур Сарапульского уезда. Помимо педагогической деятельности занимался сбором удмуртского и русского фольклора, изучением быта, обрядов и традиций местного населения. В 80-х гг. издал в «Записках Императорского Русского географического общества» свои первые две монографии, которые были отмечены серебряными медалями Общества.
Значительным вкладом в изучение удмуртской общины стала крупная работа Г.Е. Верещагина «Общинное землевладение у вотяков Сарапульского уезда» (1895). В конце XIX в. принял духовный сан: в период с 1895 по 1900 служил дьяконом в г. Елабуге, а с 1900 и вплоть до лишения сана в 1927 году служил в с. Бураново (совр. Малопургинский р-н Удмуртии).
26 июня 1918?году Верещагин принимал участие в работеI Всероссийского съезда удмуртов, проходившего в Елабуге. Именно здесь было принято решение о самоопределении удмуртского народа. В 1921?году в Ижевскена Первом съезде писателей Удмуртии Верещагин выступил с докладомо происхождении удмуртского народа. В 1927?году в разгул антирелигиозной кампании, которую «развернула» Советская власть, Верещагин был лишен священнического сана.
Высокую оценку Верещагину-литератору дал удмуртский советский писатель Кедра Митрей (1892–1949) в статьеоб истоках удмуртской художественной литературы, напечатанной в 1929?г. в глазовской уездной газете «Выль гурт» («Новая деревня»). Поэтические произведения Верещагина известны по публикациям под псевдонимами Удморт Г.?В. и Г. В-нв научно-методической работе «Руководство к изучению вотского языка», изданной в Ижевске в 1924?г., а также по публикациям в начавшей свою жизнь в Елабуге газете «Гудыри» («Гром») в марте-апреле1924?г. Поэмы-сказки «Батыр дись» («Богатырская одежда») и «Зарни чорыг» («Золотая рыбка»), написанные Верещагиным по мотивам русской народной сказки «Чудесная рубашка» и пушкинской «Сказки о рыбакеи рыбке», стали известны массовому читателю много позже смерти их автора (опубликованы в журнале «Молот» в 1967?г. и в сборнике статей УдНИИ «Об удмуртском фольклоре и литературе» (Ижевск, 1973)).
Последние три года своей жизни Григорий Егорович провел в Ижевске, полностью поглощенный аботой над удмуртско-русским и русско-удмуртским словарями. Скончался в Ижевске.[4]
В течение нескольких последних лет Удмуртским институтом истории, языка и литературы УрО РАН ведется работа по изданию многотомного собрания сочинений Г.Е. Верещагина.